«Вязкие нюансы» — как подобрать масло для двигателя

По всей видимости, до конца эры двигателей внутреннего сгорания не прекратятся споры автолюбителей о том, какое масло нужно заливать в двигатель. Оставим в стороне бренды, и попробуем разобраться, что же для мотора значит «лучше» с технической точки зрения.

Вязкость – главнейший показатель моторного масла. От него зависит толщина масляной пленки на деталях цилиндро-поршневой группы. Чем больше вязкость – тем толще слой, а значит, лучше защита от износа и охлаждение в парах трения. Однако при слишком толстом слое увеличиваются потери на трение, и возрастает угар масла. Если взять масло «пожиже» — слой масла уменьшится, однако возрастет температура мотора, ускорится износ, возникнет опасность заклинивания. Поэтому для каждого мотора существует определенное оптимальное значение вязкости масла, при котором он выдает максимальную мощность.

Нет, наверное, такого водителя, который бы не знал о классификации масел по вязкости SAE. Она проста и незатейлива – всесезонные масла обозначаются двумя индексами, разделенными буквой W. С первым числом все просто: оно обозначает минимальную отрицательную температуру, при которой масло еще способно прокачиваться по каналам двигателя (например, «0W» будет работать до -35 градусов, «15W» до -20 градусов). Чем меньше число, тем меньше износ мотора при холодном пуске. На работу двигателя при рабочей температуре она никак не влияет. Поэтому здесь трудностей при подборе не возникает.

А вот со вторым числом сложнее. Оно указывает на допустимый диапазон изменения вязкости при 100 градусах. Например, вязкость масла с индексом SAE 30 изменяется в пределах 9-12 сантистоксов, а SAE 50 – уже от 16 до 22. Рабочая температура двигателя, а, следовательно, и зазоры в цилиндро-поршневой группе – не постоянная величина, а диапазон значений. Соответственно, с ростом температуры и вязкость масла меняется, но при этом она должна оставаться в определенных пределах, соответствующих рабочим зазорам двигателя. Если говорить упрощенно, то чем выше обороты двигателя, тем предпочтительнее масла с более высокой вязкостью – механические потери при этом снижаются. Например, в диапазоне 2000-3000 об/мин самые низкие потери наблюдаются при использовании масла с индексом вязкости 40, а при 4000-5000 об/мин – лучшие показатели уже у масла SAE 50. С износом прогретого двигателя ситуация аналогична — чем выше вязкость моторного масла, тем он ниже.

Однако помните, что вязкость хороша в меру. Что произойдет, если залить масло более густое, чем рекомендует производитель? Масло имеет низкую теплопроводность, а поэтому, слишком толстый его слой существенно ухудшит отвод тепла от поршней. Поршни перегреваются, зазоры уменьшаются больше допустимых, что может привести к температурному задиру! Кроме того, увеличивается расход масла на угар.

С наступлением холодов условия эксплуатации автомобиля резко меняются. Стоит ли менять масло на более «жидкое»? Первая цифра, как мы выяснили, трудностей при подборе не вызывает – ориентируйтесь на минимально возможную температуру воздуха в вашем регионе. А как влияет вторая цифра на зимнюю эксплуатацию? Чем вязкость больше, тем больше и потери на трение, для преодоления которого требуется больше топлива. Возрастет время прогрева до рабочей температуры и количество выброшенных при этом в окружающую среду вредных веществ. А что происходит на прогретом двигателе? Зимой рабочая температура масла в поддоне будет на два-три десятка градусов ниже, чем летом. Значит, вязкость не достигнет оптимального значения. Вывод: в морозы необходимо вторую цифру уменьшить на одну ступень – например, вместо «сороковки» залить «тридцатку».

Суммируя вышеизложенное, в который раз приходим к выводу, что нужно применять только масла, рекомендованные производителем двигателя. Двигателя, а не масла! То есть, если залить в обычный мотор масло, на этикетке которого написано, что оно предназначено для «спортивных» моторов, то лучше он работать не станет, а скорее даже наоборот! Как правило, моторостроители оставляют автовладельцу право выбора – рекомендуют масла двух соседних классов. Поэтому, если машина чаще эксплуатируется в городе (то есть, двигатель работает в основном на средних оборотах) – заливайте масло с более низким вторым индексом. Если же режим движения в основном загородный (высокие обороты) – применяйте масло «погуще». Однако все сказанное справедливо для неизношенных моторов. «Старичкам» же «жидкое» категорически противопоказано – для них нужен индекс повыше. Ну а зимний выбор уже был описан – обе цифры индекса необходимо уменьшить на одну ступень.